Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

САДЫ ПАНДЖОР

 

Утром мы отправились в сады Панджор, которые раски­нулись на склоне холма в десяти милях от Чандигарха. Эти сады с их роскошной растительностью — великолепный па­мятник эпохи Моголов. Падишах и потомки Бабура, родо­начальника династии, любили сень дерев и ниспадающие потоки воды; они разбили немало прекрасных садов, в том числе в Шринагаре и Лахоре. Обычно сады такого типа располагаются на семи террасах-ступеньках. Поток воды, разделяющий сад на две половины, низвергается вниз журчащими прозрачными каскадами.

Через огромные ворота гуляющие попадают на первую террасу. Там резвятся фонтаны, радуют глаз празднично — Кобры здесь ученые, они прекрасно знакомы с про­токолом и никогда не обидят иностранца.

Теперь не на шутку разнервничался Гурбакш Сингх.

Решение провести ночь на лоне природы отпало само собой.

На обратном пути мы свернули на дорогу, которая ведет к Чанди Мандир — святилищу богини, именем кото­рой названа столица Пенджаба. Выбравшись из лабирин­та тонг, повозок, велосипедов, машина остановилась у боль­шого дерева. Мы вышли и присоединились к бесконечно­му потоку пилигримов, входивших в ворота белой мандяры. На возвышении помещалось святилище богини. Было вре­мя арти — главной церемонии, и паломники могли лицезреть богиню Чанди.

По высоким плитам, служившим ступеньками, мы под­нялись наверх и очутились в скромном здании, которое опоясывала крытая тропа странников. С потолка свисали огромные колокола. Священники с длинными волнистыми бородами и жирными полосами оранжевой краски поперек лбов готовились к церемонии. Но богини не было видно, Ее жилище было совершенно скрыто от глаз, если не счи тать закрытой двери в глубине и маленького окошка.

Раздались удары гонга. Священник зазвонил в коло­кола, висевшие над окном. Это была музыка, сопровождавшая арти. Главный священник принес тахли — большое глубокое медное блюдо, в котором горела лампада. Он от­крыл окно и принялся нараспев читать мантры (молитвы), делая при этом вращательные движения блюдом. Дым от горящего ладана сплетался в причудливые кружева. Па­ломники опустились на колени, пытаясь хоть на мгновение увидеть богиню через узкую щелку приоткрывшейся двери. Мы тоже стали в очередь. Подойдя к двери, мы наклони­лись вперед и напрягли зрение. До сих пор мы не знаем точно, удалось ли нам заглянуть в сверкающие очи боги­ни. Но долго смотреть не пришлось, ибо законы очереди суровы. А это была очередь за отпущением грехов.

 

[1]
Оглавление