Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

«РУССКАЯ» ДЕРЕВНЯ

 

До 1937 года здесь стояли ветхие, полуразвалившиеся постройки времен Моголов, служившие убежищем для раз­бойников. После захода солнца рыцари большой дороги разжигали огромные костры. Их было видно за много миль. Дрожащие языки пламени казались пляской приви­дений. Не удивительно, что место это пользовалось дурной славой, а владелец земли уверял, что злые духи свили здесь гнездо и разводят ночью костры, предавал огню свои жертвы. Поэтому, когда писатель предложил купить землю, хозяин был счастлив от нее избавиться.

И вот в таком нечистом месте появляется Гурбакш Сингх и, засучив рукава, берется за дело: выравнивает землю, возводит постройки, устраивает типографию и про­должает выпускать популярный ежемесячник «Прит Лари». Рвение пришельца поразило деревенских жителей. Стали поговаривать, что у него «не все дома», что он фальшиво­монетчик или даже иностранный шпион, что он нарочно избрал такое дикое место для своих темных делишек.

Но были и другие слухи. Идеи Гурбакша Сингха о дружной совместной жизни привлекли в Прит Нагар мно­го людей. Начали строить дешевые дома, открыли бесплат­ную среднюю школу. Устроили общественную столовую. Обед готовили для всех, и все обедали вместе. Любой человек мог сесть за стол, к какой бы касте он ни принад­лежал, кем бы он ни был. В некоторых домах неделями не разжигали печей. Такое «объединенное питание» имело целью избавить женщин от тяжелой домашней работы, дать им возможность попробовать свои силы в обществен­ной деятельности. В те дни подобные новшества связывали с опытом русских. В деревне не было ни гурдвары, ни мече­ти, ни мандиры — случай из ряда вон выходящий. В силу всего этого в округе Прит Нагар так и окрестили — «рус­ская» деревня.

Гурбакш Сингх начал по-новому преподавать в школе. Его ученики совмещали учебу с трудовой деятельностью. Главное внимание писатель уделял формированию личнос­ти. Школьники изучали не только арифметику и геогра­фию, но и музыку, и различные ремесла. В учебную прог­рамму, например, входило столярное дело. Но самое удивительное—учителям запрещалось сечь детей! Порка в те дни составляла неотъемлемую часть школьных правил. В портфеле учителя лежали классный журнал и розги. И по сей день в деревенских школах ребята знакомы с «ивовой кашей», но в более умеренных порциях.

Даршан Сингх помнит, например, что не раз просве­щался подобным образом. С первого класса школьные пре­мудрости вколачивались с помощью прутьев. В десятом классе ему попался учитель-энтузиаст: для него не было большего наслаждения, чем лупить учеников линейкой по ладоням. Он проводил экзекуцию раз в месяц, зато доста­валось всем, даже старосте. В классе было около пятиде­сяти учеников, и учитель основное время тратил на исправление характеров. Ученики до тонкостей изучили своего ментора и с точностью, недостижимой для бюро погоды, предсказывали бурю или штиль. Они знали: раз препо­даватель явился в туго обмотанном зеленом тюрбане и черном сюртуке, значит, месячная норма розги уже про­писана и надо готовиться к приему вееобщеобразовательного лекарства.

В книге «История моей жизни» Гурбакш Сингх вспо­минает такой случай. Однажды маулви, рассердившись на ученика, подвесил его за косицу (вы не забыли, что сикхи не стригутся?) к лестнице-стремянке. Бедный парень ви­сел, а класс сидел, застыв от ужаса. Косица не могла вы­держать долго тяжести тела, оборвалась, и провинившийся грохнулся об пол.

Отличительной особенностью трудовой школы Гурбак­ша Сингха было индивидуальное воспитание учащихся. На пятнадцать учеников приходился один учитель. Прит Нагар стал важным культурным центром. Каждый год 31 марта в деревне устраивался своеобразный праздник. Собирались писатели, читатели, деятели культуры. Писа­тели расказывали о новых книгах, самодеятельные артис­ты давали представления, политические лидеры разъясняли позиции различных партий. В 1942 году Прит Нагар посетил Джавахарлал Неру, хорошо отозвавшийся о начи­наниях Гурбакша Сингха.

[1]2
Оглавление