Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОБ ИНДИЙСКИХ ДОРОГАХ НОЧЬЮ И О ДРУГИХ ВЕЩАХ
Итак, везет нас Гурбакш Сингх — шофер к. Гурбакшу Сингху — писателю. По этому поводу позвольте небольшое отступление. В сикхских «святцах» вполне достаточно имен, но наиболее популярны десятка полтора, а из них первенство держат Гурбакш Сингх, Притам Сингх, Картар Сингх, Джасрант Сингх, Даршан Сингх. Возможности для возникновения забавных ситуаций неограниченны.
Когда Даршан Сингх учился в колледже, на том же курсе было еще три Даршана Сингха. И всегда возникала путаница. Один Даршан Сингх изучал географию, другой философию, третий экономику. Их называли Даршан Сингх — географ, Даршан Сингх — экономист и Даршан Сингх — философ. Специальность приклеивалась к имени как титул или псевдоним (тахаллус) восточных поэтов.
Мы подъехали к Кхалса колледжу. Здесь от Грэнд Тренк Роуд ответвляется дорога на Прит Нагар. Даже при скудном свете звезд здание главного учебного заведения сикхов производит внушительное впечатление. В самом деле основная постройка являет собой уникальное творение сикхской архитектуры. Некоторые патриоты-сикхи утверждают, что все более или менее значительные сооружения северной Индии несут на себе отпечаток архитектурного влияния Кхалса колледжа. Они говорят, что, если у иностранца мало времени, а он хочет познакомиться с архитектурой Индии, ему достаточно посмотреть Кхалса колледж, ну и, пожалуй, Тадж Махал. После этого он может преспокойно возвращаться домой и в тиши кабинета создавать монографию об индийском зодчестве.
Даршану Сингху повезло, он учился в Кхалса колледже и составил собственное, несколько иное мнение об архитектурных способностях сикхов. Даршана поместили в общежитии колледжа, которое только что освободили от строительных лесов. Многих сил и терпения стоило сооружение двухэтажного общежития. Здание воздвигли в кратчайшие сроки. На открытие прибыл сам ректор. Он обошел первый этаж, заглянул в каждую комнату и решил совершить восхождение на второй этаж. Вот тут-то и рухнула вера Даршана Сингха в строительный гений сикхов. Ректор долго искал лестницу на второй этаж, ему помогали все присутствовавшие, заглядывали в каждую дыру, но лестницы не оказалось. Ее просто забыли запроектировать. Кто-то предложил снести второй этаж и построить его заново, на этот раз с лестницей. Но в конце концов в крыше веранды пробили отверстие и к нему приставили недостающую архитектурную деталь.
...Мы миновали окраины Амритсара. Желтые огни, дым и чад, - приглушенный лай собак,— все это превратилось в очередные воспоминания. А наша «Победа» мчалась навстречу новым встречам и впечатлениям. По шоссе редкими всплесками проносились огни. Слева и справа тянулись молчаливые, погруженные во мрак поля. Дремали деревья, закутавшись в покрывала из листьев. Небо словно нарочно вывалялось в' угольной пыли, чтобы звезды блестели ярче. Какой-то крестьянин сидел, опустив ноги в ручей, и играл на вадже — флейте. Однообразная мелодия растворялась в темноте. Земля отдыхала. Ее прохладное, освежающее дыхание гнало сон прочь.
Наконец, минут через двадцать вдали замелькали светлячки. Как будто несколько звезд приблизилось к земле, чтобы лучше ее рассмотреть. Это был Прит Нагар— «прибежище любви», колония, основанная известным пенджабским писателем Гурбакшем Сангхом.
Мы свернули с шоссе на проселочную дорогу. Пыльная, изборожденная колесами телег, она бежала меж расстилавшихся полей. Пыль превратилась в дымовую завесу. Каждую минуту машина могла заехать в спелую пшеницу. Могла, но не заезжала.
Ведь за рулем сидел Гурбакш Сингх, а он много дорог перевидел на своем веку был мастером своего дела, и машина летела как стрела. Через несколько минут миля неуверенности и опасений лежала позади. «Победа» подъехала к автобусной остановке Прит Нагар.