Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Снимался документальный фильм о храме. Местная «звезда», которая, как говорят, отнюдь не славилась монашеским образом жизни, тоже принимала участие в съемках.
Сикхов обуяло смертельное негодование. Роль благочестивого паломника — и вдруг отдана «звезде»! И как она вообще попала в святое место? Ярость верующих обратилась на кинооператоров, аппаратуру им пришлось списать по графе «усушки и утряски». Кроме того, их изрядно «оскорбили действием».
Мы вошли в храм, ведомые гидом, которого предоставил в наше распоряжение любезный начальник отдела информации. Это был превосходный гид! Безукоризненная английская речь лилась неудержимым потоком. Просто невероятно! Мы решили, что где-то в нашем гиде запрятана магнитофонная пленка, а в отделе информации есть специальный пункт дистанционного управления. Иначе просто невозможно объяснить удивительную гладкость и непрерывность его объяснений.
Почему-то приняв Бенюха за стопроцентного христианина, гид начал; объяснять ему религию сикхов с течки зрения христианства. С ловкостью искусного жонглера он оперировал незнакомыми нашим «паломникам» религиозными категориями. Куда там Бенюх, даже Даршан и Гурбакш Сингх, урожденные сикхи, были ошарашены!
Войдя в ворота, мы увидели Золотой храм. Казалось, угасающее солнце льет золото на его купола, а зеркальная поверхность озера по-своему воссоздает это удивительное сооружение.
К храму ведет тропа странников (парикрама), выложенная мраморными плитками различных размеров. Эти плитки принесены в дар сикхами и индуистами, чьи имена, а иногда и адреса высечены на них. За стеной выстроились маленькие «вспомогательные» храмы, так называемые бунги. В них служители культа читают' святые писания сикхов.
На полпути слева от тропы странников — проход, ведущий в общественную трапезную (лангар) и к открытым площадкам, на которых проводятся религиозные церемония (девает хан). Трапезные составляют неотъемлемую часть сикхских храмов. Приверженец любой религии может прийти сюда в определенные часы и бесплатно получить пищу. Продукты обычно приносят прихожане. Они же готовят еду.
Трапезная представляет собой большой зал, разделенный пополам перегородкой, не доходящей до потолка. В одной части зала — кухня. Мы увидели кипящий котел, в котором варились овощи и бобы. Слева от него, образуя круг, сидели не менее двадцати пяти женщин. Они ладонями раскатывали тесто и аккуратно раскладывали лепешки на огромной раскаленной сковородке. В стороне стоял священнослужитель — грантхи — и декламировал религиозные стихи, которые женщины удивительно ритмично и монотонно повторяли за ним, покачиваясь при этом в такт всем телом.
Участники описываемой сцены, казалось, ничего не замечали вокруг себя. Чем-то очень непривычным, непохожим на обыденную жизнь веяло от этой группы. Им никто не приказывал прийти сюда. Они работали, пока хватало сил. Одна уходила, вместо нее приходила новенькая. Работа не останавливалась.
Вторая половина зала была своего рода столовой, только без мебели и посуды. Когда наступает обед, люди приходят и садятся рядами. Обед состоит из одного блюда: несколько столовых ложек бобов и лепешки чапати. Еду кладут прямо в протянутые руки.
Напротив трапезной расположена монастырская гостиница, названная именем гуру Рамдаса—основателя Золотого храма. Здесь, не платя ни пайсы, можно прожить два-три дня.
Узкий проход вывел нас к главному святилищу храма, великолепному трехэтажному зданию. Собственно, третьего этажа нет. Его место занимает золотой купол, окруженный позолоченными башенками.