Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ШКОЛЫ В ПЕНДЖАБЕ

Ректор окажет сопротивление. Он рискнет утверждать, что экзамены необходимы, что без них нет образования и он не допустит столь вопиющего нарушения дисциплины. В ответ студенты истошнее закричат, громче захлопают дверьми, лозунги на спинах станут смелее. Соответственно возрастет решимость ректора отстоять дисциплину. Он да­же прибегнет к помощи полиции, которая изолирует самых непокорных. Напряжение достигнет высшей точки. В кон­це концов ректор уступит и согласится с требованием масс. Отчаявшись сломить волю бунтовщиков, он в итоге отме­нит экзамен.

Студенты бастуют

 
Но порой возникает иная ситуация. Студенты решают, что они достаточно подготовлены к испытанию. Они вхо­дят в аудиторию, получают билеты и в мгновение ока по­нимают, что поддались иллюзии. В билетах какие-то не­ожиданные, непонятные вопросы, на которые невозможно ответить. И тогда самый смелый (и самый ленивый) крик­нет: «Мы это не проходили!» Тут все рвут билеты и с ос­корбленным видом покидают зал. Летят телеграммы в со­седние колледжи, вице-канцлеру университета, министру образования штата. Начинается очередной цикл волнений, сопротивлений, репрессий и... переэкзаменовок. Спустя не­сколько месяцев студенты получают более простые вопро­сы, которые легко предугадать. Даршан Сингх вспомнил, что в свое время ему довелось участвовать в подобной опе­рации. Вопросы на выпускных экзаменах показались сту­дентам слишком общими, они ожидали вопросов книжных, 'то есть тех, ответы на которые содержались в конспект Поднялся крик: «Мы это не проходили!» Последовала церемония уничтожения билетов, выход из зала, те­леграммы властям. Вскоре была назначена переэкзаме­новка.

Иначе обстоит дело со студентами вечерних факульте­тов. Они старше и опытнее, имеют ворчливых жен и надоед­ливых детей. Естественно, им не до милых шуток, которыми забавляются холостые шалопаи. На занятиях они послуш­ны и доверчивы. Преподаватели, занимаясь с ними, отды­хают. И ректор счастлив: по части порядка и соблюдения правил студенты-вечерники превзошли его самого.

Существует еще одна категория студентов — посещаю­щих так называемые учебные цехи, респектабельные заве­дения вроде Центрального городского колледжа, Респуб­ликанского колледжа, Восточного колледжа. Собственно говоря, это арендованные помещения, где утром и вечером профессора диктуют готовые ответы на. возможные экзаме­национные вопросы. «Студенты» прилежно зубрят ответы, надеясь на память, которая, кстати говоря, их частенько подводит. За шесть месяцев перед экзаменами они запоми­нают столько, сколько не смогли бы выучить и за два года обычных занятий. Такие не бастуют: им просто некогда. Они требовательные клиенты и не хотят швырять на ветер ни пайсы. А каждая пропущенная лекция — это потерян­ные рупии.

Проспекты подобных заведений сообщают, что на каж­дом экзамене их питомцы обнаруживают успехи. Каждый колледж утверждает, что именно его студенты лучше дру­гих подготовлены для университетских экзаменов. И хотя лишь немногие счастливы и ухитряются пролезть сквозь игольное ушко, проспекты неизменно трубят о стопроцент­ном успехе.

 

12[3]
Оглавление