Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ШКОЛЫ В ПЕНДЖАБЕ

 

Пенджабец еще не появился на свет, а родители уже решают его судьбу. Если младенцу повезет на родителей с кошельком и он попадет в пятнадцать процентов населе­ния штата, которым суждено получить образование, его учеба будет рассчитана с пунктуальностью железнодорож­ного расписания.

Дожив до пяти лет, пенджабец в сопровождении тор­жествующего родителя устремится в начальную школу. В течение четырех лет он будет на побегушках у учителей, познакомится с родным и государственным языками, полу­чит представление об арифметических действиях и географии родного Пятиречья.

Затем, если он не провалится на экзаменах или даже провалится, но его отец сумеет произвести должное впечат­ление на директора, ему вручат аттестат для поступления в хай скул, то есть среднюю школу. В этой школе стоят парты (вместо джутовых ковриков, на которых сидят уче­ники в начальной), а черные доски сияют, как ботинки, которые чистильщик надраил лучшим кремом «кови». По вечерам — игры, по утрам — молитвы, а между уроками — немыслимые манипуляции с туловищем, руками и ногами, носящие невинное название физкультуры.

В хай скул ребята глубоко постигают языки, которые изучали в начальной школе, кроме того, приступают к ан­глийскому, рисованию, истории Индии и Англии и геогра­фии своей родины. К сожалению, до сих пор Советский Союз частенько выступает перед индийскими школьниками в своем дореволюционном обличье. Учебники время от вре­мени дорабатываются и перерабатываются, их подтяги­вают к сегодняшнему дню. Однако учащиеся по-прежнему уверены, что в Сибири люди строят дома из снега, олени — основное средство передвижения и лишайник—главный представитель сибирской флоры.

В хай скул проходят также географию Азии, начатки физики и химии, санскрит и персидский язык.

Если на протяжении школьного курса ученик покажет хорошие результаты благодаря упорному труду или роди­тельским вспомогательным средствам, ему дадут визу в десятый класс. Теперь его познания будут проверять не местные авторитеты, а университетские. Ему придется вспомнить все, что прошло мимо ушей за эти годы, и постичь искусство зубрежки. Он обязан предугадать вопросы, ко­торые встретятся на экзаменах, и мобилизовать всю свою смелость. В экзаменационном зале у него должны вырасти десятки рук и глаз, как у героев индуистской мифологии. Наконец, одолев последнюю дистанцию, он пробует свои силы в более серьезных делах: в искусстве машинопи­си или поисках работы; может быть, он решит помогать отцу или старшему брату в их «деле» или же пойдет в кол­ледж. Поступление в колледж зависит от множества об­стоятельств:

а) желания и возможности родителей выдержать финан­совое бремя;

б) симпатий и антипатий родителей (некоторые считают, что сын, поступивший в колледж,— это стрела, которая никогда не возвратится; другие если и разрешат наслед­нику покинуть отчий дом, то с непременным условием: он обязан стать, скажем, судьей и никем более);

в) симпатий и антипатий самого абитуриента.

Но вот он попадает в колледж и начинает совершенно новую жизнь. У него мало забот (в основном денежные), еще меньше трудов (на лекции он почти не ходит, если они совпадают с сеансами в кино). Для него наступает эпоха мирских, не всегда невинных радостей. Конечно, иногда придется спотыкаться о гранит науки, листать учебники или конспекты по литературе, экономике, философии, хи­мии, физике, ботанике, биологии. Между прочим, эти кон­спекты — великая вещь. Сто граммов конспектов заменяют килограммы книг.

[1]23
Оглавление