Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ШКОЛЫ В ПЕНДЖАБЕ

Через два года юного энтузиаста снова ждет универси­тетская экзаменационная Голгофа. Если конспекты содер­жатся в надлежащем порядке, ему удается подняться на ступеньку выше. Он получает звание студента гуманитар­ных (или точных) наук, и «промежуточный» статут на трудной стезе познания.

Если все движется согласно предначертаниям судьбы и родителя не лишают юношу материальной поддержки, он переходит на третий курс, приближаясь к желанной целя — степени бакалавра искусств или наук.

По-прежнему конспекты будут оберегать его от преврат­ностей студенческой жизни. Он может витать в каких угодно облаках и не слышать ни единого слова профессора, но, будьте уверены, конспекты не подведут. Двухгодичная осада заветной степени бакалавра состоит в основном из повторения уже знакомых вещей и оставит в памяти не­сколько лишних подробностей. Пережив муки последних университетских экзаменов, студент станет выпускником.

Выпускнику предоставляется на выбор несколько до­рог. Он может попробовать убедить родителей в необходи­мости дальнейшего материального содействия. Тогда ему удастся продолжить совершенствование в науке. Или по­дыскать работу и наконец самому хоть раз послать сотню рупий родителям.

Допустим, финансовая проблема успешно решена. Тогда выпускник должен наметить определенную область своих исследований. Это нетрудно. Опыт предшествовавших бур­ных лет подскажет, какой предмет приятнее изучать по учебникам, а не по конспектам. Теперь он оставит спорт и прочие утехи —удел новичков. Он, безусловно, не упадет под огнем оставшихся экзаменов, так как за плечами ве­терана десятки выигранных у профессоров сражений. И вот в руках у него диплом магистра. Вероятно, до конца его дней диплом будет украшать рядом с изображениями богов и святых одну из стен дома в назидание потомству.

Диплом приносит первый доход: можно продать учеб­ники. Конспекты за гроши сбываются в утиль. Нужно ис­кать работу. Теперь молодой специалист раскрывает газе­ту только на странице объявлений. Здесь он надеется натк­нуться на что-нибудь в таком роде:

«Требуется магистр наук, химик, на место учителя средней школы. Заработная плата согласно правительст­венной шкале. Краткое заявление адресовать п./я 37121 — СН, Трибюн, Амбала». Или же ему посчастливится уви­деть такое, например, объявление: «Требуется жених не старше 35 лет, с высшим образованием, хорошего поведе­ния, приятной внешности, желательны деловые склоннос­ти. Для девицы из сикхской (либо мусульманской, либо индусской) семьи».

Он тут же отправит груду заявлений и характеристик по различным адресам. Начнется паломничество к возмож­ным работодателям. Его будут спрашивать о чем угодно, только не о том, что его интересует. Он сведет знакомства в очередях на бирже труда, разыщет адреса влиятельных знакомых и родственников и у всех попросит рекомендации. В конце концов, ему разрешат осчастливить своим присут­ствием какую-нибудь контору.

Пенджабские студенты преданы своим колледжам. Им все там мило и дорого, кроме экзаменов. Как бы здорово было ликвидировать эту скверную практику унизительной, школярской проверки! Однако пока еще никто не пытался доставить студентам такое удовольствие. Но сами студен­ты— боевые ребята. Препятствия им не страшны. Не раз студенческая ярость обрушивалась на экзаменаторов.

Предположим, накануне экзамена студенты решают, что завтрашний день не сулит им ничего хорошего. Тогда один из них, выражая общие сомнения относительно необходи­мости столь частых Проверок знаний, направляется в ка­бинет ректора и бросает воинственный клич: «Отложить экзамен!» Студенческая масса уже готова к бунту и только ждет сигнала. Сотни глоток повторяют призыв. Занятия кончаются, двери хлопают, стекла бьются, и всюду, в том числе и спинах, появляются написанные мелом лозунги.

 

1[2]3
Оглавление