Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ
В Амритсаре есть улица, по которой индийцам было запрещено ходить во весь рост. По ней нужно было ползти на животе!
И все же генерал Дайер не был удовлетворен. Он жаждал крови. Позже генерал заявил, что ему, к сожалению, не хватало боеприпасов. К тому же проход был слишком узок, и броневики остались без работы, сетовал ой. Ему хотелось, чтобы урок 13 апреля индийцы запомнили на вечные времена.
Генерала щедро наградили. Он получил поздравительную телеграмму от палаты лордов. Ему заплатили 30 тысяч фунтов стерлингов. И вообще ему повезло: он умер своей смертью. Молодой пенджабец Удхам Сингх не успел настичь его на английской земле и отомстить за свой народ. Жизнью поплатился другой тиран, тогдашний-губернатор Пенджаба О'Двайер. Это он послал войска в Амритсар. Пенджабцы — добрый и великодушный народ, но они ни когда не прощали и не прощают убийц.
Как узнал мир о пенджабской трагедии? Пенджабцы говорили нам, что сообщение, посланное из Дели в Англию, было перехвачено где-то в России, и молодая республика рабочих и крестьян рассказала потрясенному миру о чудовищном злодеянии.
Великий Ленин в 1921 году писал, что в Британской Индии «революция тем быстрее нарастает, чем значительнее становится в ней, с одной стороны, индустриальный и железнодорожный пролетариат, а с другой стороны, чем более зверским становится террор англичан, прибегающих все чаще и к массовым' убийствам (Амритсар) и к публичным поркам...»
Трагедия в Джалиалавала Багх вызвала возмущение всех патриотически настроенных индийцев. Великий поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор в знак протеста отказался от титула баронета. В письме вице-королю Челмофорду, полном боли и гнева, он писал:
«Безмерная жестокость, с которой расстреляли этих несчастных, не имеет себе равных в истории цивилизованных правительств, за исключением известных примеров из недавнего и далекого прошлого. Принимая во внимание эту жестокость по отношению к беззащитному, беспомощному населению, проявленную силой, которая разработала самую совершенную и ужасающую систему истребления человеческих жизней, мы со всей ответственностью заявляем, что подобная акция не может быть объяснена политической необходимостью, ни тем более способна она найти моральное оправдание. Настал день, когда пожалованные знаки отличия жгут нас позором, усугубляя всеобщее унижение, и я отказываюсь от всех милостей, я хочу остаться со своим народом, который вследствие своей так называемой неполноценности обречен на существование, недостойное звания человека...»
Вряд ли когда-либо забудет народ Индии о событиях 13 апреля 1919 года. Мы были в Пенджабе, когда в Южно-Африканском Союзе произошла кровавая Шапервильская бойня. Индийцы, узнав об этом, сразу же вспомнили тех, кто погиб почти 50 лет назад. Заголовки многих местных газет гласили: «Джалиалавала повторилась в Южной Африке». Расстрел в Амритсаре стал символом бесчеловечной, варварской расправы колонизаторов с безоружным народом.
Мы молча стояли у стены. В душе затаилась боль. Вспомнили мы и о том, что в 1919 году английские интервенты топтали землю на севере юного социалистического государства, совершая и там свои злодеяния. Пенджабцы в те дни были не одиноки в своей борьбе. Через недолгий срок англичанам пришлось убраться из революционной России, а в конце концов они были вынуждены покинуть и Индию.