Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ
Это произошло в 1469 году. Скромного представителя сельской власти в Талванди вблизи Лахора (сейчас это место называется Нанак на Сагиб) судьба благословила сыном, которого назвали Нанак. Мальчику суждено было стать родоначальником новой веры — сикхизма, а в историю он вошел под именем Гуру Нанак.
В течение восьми столетий на древней индийской земле уживались индуизм и ислам, оказывая взаимное воздействие друг на друга. Индуистов и мусульман многое объединяло — одежда, пища, обычаи, язык, музыка. Исключение составляло, пожалуй, место молебствий. Вот здесь-то и проявилась роль Гуру Нанака, который «перекинул мост» от мечети к храму.. В результате своеобразного синтеза индуизма и ислама и возник сикхизм. Китами, на которых зиждется сикхизм, были «вера в единого бога, братство людей, отрицание каст и идолопоклонства». Гуру Нанак учил, что спасение — не в бегстве от жизни и не в самоистязании. Честная, порядочная жизнь среди себе подобных — вот удел человека.
Учение Нанака было подхвачено и распространено его последователями, его духовными воспреемниками.
Экономической основой быстро набирающего силы движения сикхов было стремление крестьян Пенджаба к захвату помещичьих земель. Власть имущие жестоко подавляли и преследовали сикхов. В царствование короля Джа-хангира из династии Моголов, «справедливость» которого воспевалась в легендах, одного из гуру — Арджана — усадили на раскаленную сковороду, а сверху посыпали горячим песком, пока он не умер. Перед тем как принять мученический венец, гуру Арджан оставил своему сыну, шестому гуру, Харгобинду, завещание: «Благословляя друзей, не забывай про врагов». Так возникла новая традиция: на силу и насилие отвечать тем же.
Очередная попытка подавить движение сикхов была предпринята в правление императора Аурангзеба. Девятый гуру — Тега Бахадур был схвачен и поставлен перед выбором: жизнь или вера? Гуру предпочел последнее. Он был повешен в Дели на Чандни Чоук.
Его сын Гобинд Сингх, десятый гуру, решил реорганизовать содружество сикхов, чтобы спасти его от истребления: «Когда слова бессильны, надо браться за меч».
В 1699 году, в первый день праздника Байсакхи, он крестил первых пять сикхов и основал воинственное братство избранных — кхалсов. Сикхи стали воинами за веру. Именно с той поры пять «к» прочно вошли в жизнь сикхов: кеш — нестриженые волосы и бороды, канга — гребень, кахч — солдатские брюки, кара — стальной браслет и кирпан — сабля. Эти внешние признаки нового братства стали вскоре символом сопротивления тирании и угнетению. Сикхи предпочитали потерять голову, но не волосы. В те героические времена отряды сикхов часто вступали в сражения с армиями Моголов, которые были несравненно сильнее их. После смерти гуру Гобинда Сингха для сикхов началась эпоха хождения по мукам. Их постоянно преследовали солдаты Моголов, персидские и афганские завоеватели, их загоняли в пещеры и горы. За голову сикха платили золотом.
«Некторное озеро» в Амритсаре пришло в запустение и было заполнено нечистотами. Но несгибаемое содружество сикхов не покорилось.
Рассказывают, что шах Надир Персидский, завоеватель Индии, спросил у губернатора Лахора, кто такие эти сикхи.
Губернатор ответил:
Кучка - факиров. Дважды в год они являются к своему водоему, а потом исчезают.
— А где они живут?—поинтересовался Надир-шах.
— В седлах коней.