Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ
Узкий проход между обыкновенными кирпичными стенами выводит в парк, раскинувшийся на нескольких акрах земли. С трех сторон его окружают жилые дома, с четвертой огораживает высокая стена. Здесь замирает шум большого города, а деревья тихо шелестят листвой. Все напоминает мирный уголок маленького города. Но подойдите поближе — и вы увидите, что стена вся изрешечена пулями.
Кто стрелял здесь? Какая трагедия разыгралась?
У этой стены кровавая судьба. В 1919 году здесь произошло варварское избиение индийцев. Около двадцати тысяч человек пришли на митинг к стене Джалиалавала Багх, чтобы сказать «нет» безжалостному британскому гнету и положить конец иностранному владычеству. Английские власти ответили градом пуль. Две тысячи человек погибло, еще больше было раненых.
То были тяжелые времена для индийцев. Колониальный гнет усиливался. В годы первой мировой войны пенджабцев заставляли вносить деньги в военные фонды. В британскую армию силой забирали индийских рекрутов. Если в семье было два или три брата, один из них уходил проливать кровь за то, чтобы «солнце никогда не заходило над Британской империей». До войны в британской армии служило сто тысяч пенджабцев. В годы войны их число достигло четырехсот тысяч. Сколько их рассталось с жизнью на Сомме, в Египте, в Турции! Прокатилась волна народного гнева. Многие представители сельской администрации поплатились жизнью за свою угодливость перед англичанами. Налоги росли. Чаша народного терпения переполнилась.
Бурное время было в Пенджабе. Все население, объединившись, поднялось против англичан. Мусульмане, индуисты и сикхи вместе собирались на политические сходки (в мечетях, храмах, гурдварах). Никогда еще не видели подобных собраний минареты мечетей, купола индуистских мандир и стены гурдвар. Впервые там прозвучали революционные лозунги. Все три общины совместно праздновали Рам Навали, день рождения Рама — бога индусов. Отступила вражда между религиозными общинами, которую различными методами долго и упорно разжигали англичане.
В Аргентине, Америке, Канаде, на Филиппинах индийцами-патриотами, жившими за рубежом, были созданы пенджабские землячества, ставившие своей целью свержение чужеземных правителей в Индии. По возвращении на родину патриотов бросали в тюрьмы и казнили. Вскоре в стране был введен закон Роулетта — он уничтожал и те немногие гражданские свободы, которые еще уцелели.
30 марта 1919 года во многих городах в Пенджабе начались забастовки. На митингах и собраниях с гневными патриотическими речами выступал доктор Сайфутдин Китчлу. 10 апреля он и другой выдающийся деятель национально-освободительного движения в Пенджабе, доктор Сатиапали, были арестованы. Вечером жители Амритсара вышли на улицы и. двинулись к дому Китчлу. Англичане встретили их ружейным огнем.
Пенджабский национальный праздник Байсакхи отмечается 13 апреля. В этот день крестьяне начинают жатву. Тысячи жителей Амритсара и крестьян из ближайших деревень собрались 13 апреля 1919 года в Джалиалавала Багх в знак протеста против ареста руководителей и расстрела демонстрации 10 апреля.
И вот тогда кровавый генерал Дайер отрезал им единственный путь из Багха. Он расположил солдат на возвышении. Был отдан приказ: «Патронов не жалеть!» Огонь открыли без предупреждения. Не было укрытия, не было спасения. Праздник Байсакхи в тот год ознаменовался кровавой жатвой.
Скорбная память о зверском расстреле 13 апреля 1919 года в день праздника радости и весны — это, пожалуй, все, что англичане оставили в Амритсаре.
Чтобы пожар народного волнения не перекинулся на соседние штаты, Пенджаб изолировали от окружающего мира. Было введено военное положение. Пенджабцы — гордый народ. Они очень щепетильны, когда затрагивают их честь. Чтобы сломить волю народа, англичане издали приказ, который не знает себе подобных в истории.