Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ

Узкий проход между обыкновенными кирпичными стенами выводит в парк, раскинувшийся на не­скольких акрах земли. С трех сторон его окружают жилые дома, с четвертой огораживает высокая стена. Здесь за­мирает шум большого города, а деревья тихо шелестят листвой. Все напоминает мирный уголок маленького города. Но подойдите поближе — и вы увидите, что стена вся изрешечена пулями.

Кто стрелял здесь? Какая трагедия разыгралась?

У этой стены кровавая судьба. В 1919 году здесь прои­зошло варварское избиение индийцев. Около двадцати ты­сяч человек пришли на митинг к стене Джалиалавала Багх, чтобы сказать «нет» безжалостному британскому гнету и положить конец иностранному владычеству. Английские власти ответили градом пуль. Две тысячи человек погиб­ло, еще больше было раненых.

То были тяжелые времена для индийцев. Колониаль­ный гнет усиливался. В годы первой мировой войны пенд­жабцев заставляли вносить деньги в военные фонды. В британскую армию силой забирали индийских рекрутов. Если в семье было два или три брата, один из них уходил проливать кровь за то, чтобы «солнце никогда не заходило над Британской империей». До войны в британской армии служило сто тысяч пенджабцев. В годы войны их число достигло четырехсот тысяч. Сколько их рассталось с жиз­нью на Сомме, в Египте, в Турции! Прокатилась волна на­родного гнева. Многие представители сельской администра­ции поплатились жизнью за свою угодливость перед ан­гличанами. Налоги росли. Чаша народного терпения пере­полнилась.

Бурное время было в Пенджабе. Все население, объеди­нившись, поднялось против англичан. Мусульмане, индуисты и сикхи вместе собирались на политические сходки (в мечетях, храмах, гурдварах). Никогда еще не видели подоб­ных собраний минареты мечетей, купола индуистских мандир и стены гурдвар. Впервые там прозвучали револю­ционные лозунги. Все три общины совместно праздновали Рам Навали, день рождения Рама — бога индусов. Отсту­пила вражда между религиозными общинами, которую различными методами долго и упорно разжигали англичане.

В Аргентине, Америке, Канаде, на Филиппинах индий­цами-патриотами, жившими за рубежом, были созданы пенджабские землячества, ставившие своей целью сверже­ние чужеземных правителей в Индии. По возвращении на родину патриотов бросали в тюрьмы и казнили. Вскоре в стране был введен закон Роулетта — он уничтожал и те не­многие гражданские свободы, которые еще уцелели.

30 марта 1919 года во многих городах в Пенджабе начались забастовки. На митингах и собраниях с гневными патриотическими речами выступал доктор Сайфутдин Китчлу. 10 апреля он и другой выдающийся деятель националь­но-освободительного движения в Пенджабе, доктор Сатиапали, были арестованы. Вечером жители Амритсара вышли на улицы и. двинулись к дому Китчлу. Англичане встретили их ружейным огнем.

Пенджабский национальный праздник Байсакхи отмечается 13 апреля. В этот день крестьяне начинают жатву. Тысячи жителей Амритсара и крестьян из ближайших деревень собрались 13 апреля 1919 года в Джалиалавала Багх в знак протеста против ареста руководителей и рас­стрела демонстрации 10 апреля.

И вот тогда кровавый генерал Дайер отрезал им един­ственный путь из Багха. Он расположил солдат на возвы­шении. Был отдан приказ: «Патронов не жалеть!» Огонь открыли без предупреждения. Не было укрытия, не было спасения. Праздник Байсакхи в тот год ознаменовался кро­вавой жатвой.

Скорбная память о зверском расстреле 13 апреля 1919 года в день праздника радости и весны — это, пожа­луй, все, что англичане оставили в Амритсаре.

Чтобы пожар народного волнения не перекинулся на соседние штаты, Пенджаб изолировали от окружающего мира. Было введено военное положение. Пенджабцы — гордый народ. Они очень щепетильны, когда затрагивают их честь. Чтобы сломить волю народа, англичане издали приказ, который не знает себе подобных в истории.

12[3]4
Оглавление