Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

И СОТВОРИЛ ФРАНЦУЗСКИЙ АЛЛАДИН ГОРОД

Но довольно о суде и судебной живописи. Перейдем к дорогам. Строители поставили себе задачу — отделить быстрый транспорт от медленного. Сетка широких авто­страд, разделяющих город на тридцать секторов, велико­лепно отвечает этой цели. Эти дороги не угрожают главным жилым районам. В каждом секторе люди наслаждаются тишиной и спокойствием.

Сектор представляет собой модернистский вариант ин­дийской деревни, площадью половина на три четверти ми­ли, с населением от двух до четырех тысяч человек. Здесь есть большой торговый центр, почта, кино и т. п. И все под рукой. Можно жить, не выходя за границы сектора.

Знать номер сектора крайне важно. Но это знание име­ет свою обратную сторону. При знакомстве, как правило, вместе с именем называется номер сектора. И сразу ясно, кто вы и что вы, сколько презренного металла у вас за ду­шой и стоит ли вообще здороваться с вами в следующий раз. Архитекторы не только разделили потоки транспорта, они рассортировали по разным секторам богатых, бедных и совсем бедных, чтобы не докучали друг другу. В Чандигархе говорят, что, если адрес неизвестен, не надо беспо­коиться: сообщите рикше-велосипедисту примерную за­работную плату того, к кому вы едете, и все в порядке.

Жители города с азартом играют в «номерки секторов». Даже юные чандигархцы не остаются в стороне. Однажды местная преподавательница делала выговор своему ученику за скверную учебу и поведение. Нарушитель жил в более богатом секторе. И конечно, учительница знала это. Ученик слушал, слушал, а потом ехидно спросил: «Мэм, а в каком секторе вы живете?» Бедная учительница закусила губу и замолчала.

В секторах под номерами 22 и 23, например, живет бед­нейшее население. В секторе 1 обитают министры и их за­местители. Сектор 2 отдан членам законодательной ассам­блеи и совета. Сектор 3 заселен заведующими отделами министерств, судьями верховного суда и адвокатами. Сек­тор 16 соответствует месячному доходу в 500 рупий — до­вольно высокая ступенька на социальной лестнице.

На некоторых улицах Чандигарха мы чувствовали себя как в съемочных павильонах голливудских киностудий, где отстреливается фильм о Марсе. Фасады домов — ярких, кричащих тонов, в «их вырублены большие четырехуголь­ники, прямоугольники, квадраты и просто зигзаги. Они способны заинтриговать даже человека, который как буд­то уже утратил всякий интерес к чему бы то ни было в этом мире. Однако оказывается, что эти геометрические фигуры имеют свой рациональный смысл. Они предназна­чены для борьбы с солнцем, которое наряду с горячим воз­духом, дождями и наводнениями стояло на пути архитек­торов. Мы так и не узнали, насколько оправдала себя эта массовая домовая хирургическая операция.

Но зато архитекторам удалось разрешить другую проб­лему: запертых дверей и потерянных ключей. Предполо­жим, вы пошли на рынок и случайно вместе с деньгами вручили продавцу ключ. Беда невелика. У вас остается окно и зигзаги приведут вас к нему, как удобная горная тропа. Или жена заперла дверь и ушла, взяв ключ с собой. Опять-таки, да здравствуют зигзаги и мосье Корбюзье! Одним словом, не делайте из дверей культа.

От этой модернизации духовно страдают жулики, на­следники Аль-Капоне, Джагги и Багдадского вора, пред­ставители достойной профессии, имеющей немалый опыт и богатые традиции. Рассказывают, что когда-то в стародав­ние времена существовали трактаты по теории воровства, написанные признанными мастерами тонкого дела. Прежде чем совершить кражу, вору надлежало подумать, сделать ли пролом в стене в виде лотоса, слона или еще чего-ни­будь подобного.

12[3]45
Оглавление