Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОБЫКНОВЕННЫЕ ПЕНДЖАБЦЫ
Сингх, заместитель управляющего в городе Рат-лам, благодарит сардарани и сардара Сундар Сингха за счастье жениться на их бесценной дочери Даршан. Он благодарит также всех друзей и родственников за дружеские приветствия».
Пенджабец не чужд моде. Увидев, как одевается и наводит красоту пенджабская женщина, вы немедленно заключите, что все заработки мужей и отцов уходят на туалеты и косметику. И в самом деле, одежда и косметика производят изрядное опустошение в кошельке пенджабца. Всезнающая статистика говорит, что по крайней мере сорок процентов всех косметических средств, производимых в Индии, потребляется пенджабцами. С такой же симпатией они относятся и к украшениям.
Пенджабец не сторонник умерщвления плоти и любит хорошо поесть. Важнейшую роль в своем рационе он отводит чистому гхи (растопите масло — и вы получите этот чудодейственный эликсир). Его девиз: «Сотни дядей не заменят одного отца, сотня лекарств не заменит гхи». В этом молочном продукте он видит панацею от всех болезней. Пройдитесь по пенджабскому городу — вы увидите объявления, которые уверяют посетителей ресторанов: «Все блюда — на чистом гхи». Даже растительное масло называют «растительным гхи». Но пенджабец ненавидит растительное масло. Сельские жители находятся в лучшем положении, ибо они получают гхи из первоисточника. В деревнях и городах многие держат буйволиц, и, естественно, изготовление гхи здесь не проблема. В городах во многих магазинах предлагают «гарантированное» чистое гхи. И все-таки пенджабцы опасаются, что к нему приложила руку химия, а это их не устраивает. Кроме того, по мнению покупателей, основу магазинного гхи составляет растительное масло сомнительного качества. Одним словом, если пенджабец вдруг заболел, виновато гхи из магазина.
Следует признать, что пенджабец все-таки любит не только гхи. В его желудке хватает места всем молочным продуктам. И если он не любит чая, то по одной причине — чай возможный заменитель молока. Пенджабцы говорят, что этот напиток сжигает желудок. До недавнего времени чай и растительное масло в одинаковой степени вызывали презрение сельских жителей.
Пенджабец не мыслит жизни без кино, ресторанов, клубов и прочих развлечений. В подобных местах яблоку упасть негде.
Пенджабец-горожанин включает в программу отдыха кино и ресторан. Он предпочитает сентиментальные фильмы, и индийские кинопромышленники идут ему навстречу. Для него все фильмы хороши, лишь бы было побольше песен и танцев и счастливый конец, чтобы герой и героиня соединились навсегда, а негодяя постигла кара, чтобы блудный сын вернулся в дом, а родители прослезились и раскошелились.
Крестьянин посещает ближайший городок. Как и его городской соотечественник, он забывает на этот вечер о жене и хозяйстве. Зато вспомнит про бутылочку и только ночью вернется домой.
В Астрахани, говорят, есть или была улица, которая называется Индийской. В 1760 году на этой улице процветало около сотни лавок индийских купцов. Они торговали шелестящими шелками, веселыми ситцами, мягкой шерстью, блестящими жемчугами и ароматными маслами. Некоторые из купцов — Амардасс, Рамдасс, Алимчанд — были очень богаты. Более двухсот лет существовала индийская колония в Астрахани.
Индийские купцы вели оживленную торговлю с Бухарой, Самаркандом и другими городами Средней Азии. В 20-х годах прошлого столетия в одной только Бухаре насчитывалось пятьдесят сикхов. Большинство купцов, чьи Предки первыми ступили на российскую землю, были выходцами из страны Пяти Рек.
Приблизительно полтора столетия назад в Пенджаб, к могущественному правителю магарадже Ранджит Сингху, министерством иностранных дел России был направлен с письмом Ага Мехти Рафаилов. В письме этом содержалось предложение о развитии взаимовыгодной торговли. Это была вторая поездка русского путешественника в Индию. Впервые он побывал там в 1808 году.