Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОБЫКНОВЕННЫЕ ПЕНДЖАБЦЫ
Вечером мы возвращались в Чандигарх. Заходящее солнце окрасило багрянцем западный край небосвода и спрыгнуло за горизонт. Деревья стояли молчаливые, как на молитве. Пастух гнал в деревню стадо буйволов. Обстановка благоприятствовала поэзии и музыке. Только мчавшийся автомобиль нарушал гармонию и тишину. Мы попросили Гурбакша Сингха остановиться. Выйдя из машины, мы окунулись в молчаливый, зачарованный мир.
Мимо нас чинно прошествовали буйволы, с удивлением поглядывая на облаченные в железо сорок пять лошадиных сил. Вдали девичий голос запел:
На том месте, где Лакшми воду пролила.
Выросли душистые деревья Чандан.
Нам казалось, что мы слышим неторопливый голос самой природы:
Она скончалась на ложе любви, Душа ее вознеслась в рай...
Песни рождались одна за другой. Вскоре силуэты деревьев и животных растворились в сумерках, но песня еще продолжала звучать в воздухе.
Большинство пенджабских народных песен обязано своим существованием прекрасной половине рода человеческого. Похоже, что в Пенджабе главным образом женщины способны поэтически преломлять впечатления окружающего мира. Поэзия для них отдых, вроде вышивания. Кроме того, пенджабский фольклор является в основном отображением внешних явлений и внутренних переживаний в сознании женщин. И это отображение ярко, глубоко, нежно и причудливо.
В пенджабских народных песнях слышится шепот «волнующихся нив», проступают далекие контуры деревьев, рассекают голубое небо птицы, рассказывают о себе дикие и домашние животные. Но людей в них мало. Это царство отнюдь не перенаселено. Все песни насчитывают лишь с полдюжины главных действующих лиц. Остальным отводятся второстепенные роли.
Самая популярная фигура народного эпоса — брат героини. Он способен даже вызвать вспышку ревности у возлюбленного. Как правило, это храбрый рыцарь на горячем коне и в красном тюрбане. Все помыслы его о сестре, которая всегда несчастна. Когда свекровь очень донимает ее, она просит ворона или ветер донести мольбу до брата. Чаще всего в пенджабских песнях роль почтальона отводится ворону. Вы убедитесь, что у этой зловредной птицы золотое сердце. А ее карканье звучит сладкой музыкой, как соловьиная трель.
Сестра тоскует о брате:
О боги, пошлите мне брата,
Я так хочу выплакаться на его груди...
Брат мой, дом мой пуст без тебя,
Как небо без луны,
Больше всего достается свекрови. На нее расходуются только черные краски, и выглядит она типичной ведьмой из сказки. Она отсылает сына в дальние края и с удовольствием портит жизнь невестке. Она держит ее в черном теле, заставляет работать от зари до зари, кормит впроголодь. В общем, ей отведена роль домашней тюремщицы. Отсюда неизбежный вывод: если бы не козни свекрови, жизнь была бы прекрасной.