Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ОБЫКНОВЕННЫЕ ПЕНДЖАБЦЫ

Пенджабец настолько трудолюбив, предприимчив и жизнеспособен, что заставит родить самую бедную землю. Он найдет путь к сердцу враждебных покупателей и кон­курентов, ни за что не останется голодным и никогда не протянет руку за подаянием. Он будет осваивать джунгли в Тараи; торговать в Бомбее, Калькутте, Лакхнау; рабо­тать в мастерских, на фабриках и заводах Восточной Ин­дии; уедет на острова Фиджи, но не выйдет с нищенской сумой, преследуя мягкосердечных прохожих.

После 1947 года пенджабцы показали, из какого мате­риала они сделаны. Они развили большую активность. Луч­шей витриной пенджабских успехов является современный Дели, в котором живет больше всего пенджабцев (если не считать самого Пенджаба). Известно, что пенджабец—• хороший крестьянин, солдат, ремесленник. Однако утверж­дение о высоких деловых качествах пенджабца раньше могло показаться голословным. Но не теперь. За последние два десятилетия пенджабцы внесли в мир бизнеса крестьян­скую отвагу и деловую проницательность.

Давайте познакомимся с бизнесменом-пенджабцем.

Кое-как одетый пенджабец, толкая перед собой тачку с мешками сахара, появляется перед магазином купца.

Последний бросает на него взгляд, исполненный през­рения: «Муравей пришел к слону». Однако все покупатели идут к пенджабцу. Он без устали взвешивает товар, а бо­гач, изнывая от безделья, лениво бьет хлопушкой мух Представьте, как он был бы заинтригован, узнав, что пенд­жабец устанавливает цены ниже оптовых, а чаще всего равные себестоимости.

— Почему ты продаешь сахар за свою цену? — спро­сили его.— Ты что, торговлей занимаешься или благотво­рительностью?

— И тем и другим,— ответил пенджабец и тут же ра­скрыл торговый секрет.— Видите ли, сахара по своей цене я продаю двадцать мешков в день. Правда, я ничего не зарабатываю, но зато получаю 20 пустых мешков. Я их продаю и получаю 20 рупий. А мне этого достаточно.

2. Патриотизм, ненависть к рабству и угнетению, от­вращение к суеверию, нетерпимость к несправедливости, борьба со злом.

Пенджабец может родиться мусульманином, индусом или сикхом, но он прежде всего патриот. С присущей ему энергией он участвовал во всех революционных движениях, которые происходили в Индии в первой половине нашего века. Он всегда был в первых рядах, но... только в мунди­ре простого солдата. Пенджабцы с крестьянским равноду­шием относятся к офицерским и генеральским галунам. Они довольствуются славой хороших солдат.

С отвращением относясь к предрассудкам и признавая современные веяния, пенджабец всегда знает, где остано­виться. Он поклонник умеренности. Пенджабские женщи­ны могут учиться и работать, а могут и сидеть дома. Они становятся учителями, врачами, юристами, занимаются общественной деятельностью. Пенджабца не обвинишь в том, что он закостенел в дедовских предрассудках и чинит препятствия своей жене.

Пенджабцу чуждо равнодушие. Его ненависть к не­справедливости стала легендой, причем свои чувства он выражает активно на словах и на деле. По горячности и красноречию возмущенный пенджабец не знает себе равных во всей Индии. Но подлинными демосфенами среди пенджабцев, безусловно, являются блюстители порядка. Целый каскад увещеваний они способны произнести не переводя дыхания.

Пенджабские женщины не уступают в темпераменте своим мужьям и братьям. Даршан Сингх наблюдал как-то ссору двух женщин в пенджабской деревне. В разгар пе­репалки одна из дуэлянток оборвала фразу и указала на заходящее солнце. Другая тут же прикусила язык и, подняв с земли камень, положила его в глиняный кувшин. Женщины разошлись. Странная пантомима означала, что на ночь объявлено перемирие.

Оглавление