Хождение в страну 5 рек.
Олесь Бенюх и Даршан Сингх
ОБЫКНОВЕННЫЕ ПЕНДЖАБЦЫ
Пенджабец настолько трудолюбив, предприимчив и жизнеспособен, что заставит родить самую бедную землю. Он найдет путь к сердцу враждебных покупателей и конкурентов, ни за что не останется голодным и никогда не протянет руку за подаянием. Он будет осваивать джунгли в Тараи; торговать в Бомбее, Калькутте, Лакхнау; работать в мастерских, на фабриках и заводах Восточной Индии; уедет на острова Фиджи, но не выйдет с нищенской сумой, преследуя мягкосердечных прохожих.
После 1947 года пенджабцы показали, из какого материала они сделаны. Они развили большую активность. Лучшей витриной пенджабских успехов является современный Дели, в котором живет больше всего пенджабцев (если не считать самого Пенджаба). Известно, что пенджабец—• хороший крестьянин, солдат, ремесленник. Однако утверждение о высоких деловых качествах пенджабца раньше могло показаться голословным. Но не теперь. За последние два десятилетия пенджабцы внесли в мир бизнеса крестьянскую отвагу и деловую проницательность.
Давайте познакомимся с бизнесменом-пенджабцем.
Кое-как одетый пенджабец, толкая перед собой тачку с мешками сахара, появляется перед магазином купца.
Последний бросает на него взгляд, исполненный презрения: «Муравей пришел к слону». Однако все покупатели идут к пенджабцу. Он без устали взвешивает товар, а богач, изнывая от безделья, лениво бьет хлопушкой мух Представьте, как он был бы заинтригован, узнав, что пенджабец устанавливает цены ниже оптовых, а чаще всего равные себестоимости.
— Почему ты продаешь сахар за свою цену? — спросили его.— Ты что, торговлей занимаешься или благотворительностью?
— И тем и другим,— ответил пенджабец и тут же раскрыл торговый секрет.— Видите ли, сахара по своей цене я продаю двадцать мешков в день. Правда, я ничего не зарабатываю, но зато получаю 20 пустых мешков. Я их продаю и получаю 20 рупий. А мне этого достаточно.
2. Патриотизм, ненависть к рабству и угнетению, отвращение к суеверию, нетерпимость к несправедливости, борьба со злом.
Пенджабец может родиться мусульманином, индусом или сикхом, но он прежде всего патриот. С присущей ему энергией он участвовал во всех революционных движениях, которые происходили в Индии в первой половине нашего века. Он всегда был в первых рядах, но... только в мундире простого солдата. Пенджабцы с крестьянским равнодушием относятся к офицерским и генеральским галунам. Они довольствуются славой хороших солдат.
С отвращением относясь к предрассудкам и признавая современные веяния, пенджабец всегда знает, где остановиться. Он поклонник умеренности. Пенджабские женщины могут учиться и работать, а могут и сидеть дома. Они становятся учителями, врачами, юристами, занимаются общественной деятельностью. Пенджабца не обвинишь в том, что он закостенел в дедовских предрассудках и чинит препятствия своей жене.
Пенджабцу чуждо равнодушие. Его ненависть к несправедливости стала легендой, причем свои чувства он выражает активно на словах и на деле. По горячности и красноречию возмущенный пенджабец не знает себе равных во всей Индии. Но подлинными демосфенами среди пенджабцев, безусловно, являются блюстители порядка. Целый каскад увещеваний они способны произнести не переводя дыхания.
Пенджабские женщины не уступают в темпераменте своим мужьям и братьям. Даршан Сингх наблюдал как-то ссору двух женщин в пенджабской деревне. В разгар перепалки одна из дуэлянток оборвала фразу и указала на заходящее солнце. Другая тут же прикусила язык и, подняв с земли камень, положила его в глиняный кувшин. Женщины разошлись. Странная пантомима означала, что на ночь объявлено перемирие.