Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ГАЗЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ

Без пропаганды не обойтись, но пропаганды чего? Надежды или пессимизма, света или мрака, жизни или смерти? Я за пропаганду надежды, света, жизни...»

Этот ответ, по-видимому, удовлетворил спрашивавшего. Он взял у Бенюха скомканную обертку и стал ее присталь­но изучать.

 НЕМНОГО О МУЗЫКЕ

Музыкальные фестивали устраивают ежегодно в по­следнюю неделю декабря. Они посвящены Хар Бхалбха— святому и певцу, жившему примерно сто лет назад. Фести­вали давно стали традицией. На них съезжаются лучшие исполнители вокальной и инструментальной классической музыки хиндустана — стиля, принятого в Северной Индии, в отличие от карнатакской музыки, распространенной на юге страны.

 Обычно фестиваль проходит не в концертном зале. Под открытым небом раскидывается огромная шамиана (ша­тер). Отовсюду несут стулья и ставят рядами. Цены за места — в соответствии с обычными правилами. Воздви­гается эстрада, покрывается ковром.

 Концерт начинается в девять вечера и продолжается до первых петухов. Но и утром музыканты и слушатели рас­ходятся неохотно. У такого концерта своя, особая програм­ма'. Обычно лучший исполнитель завершает вечер, или, вернее сказать, встречает зарю. Он сам себе устанавливает регламент: играет, пока чувствует власть над слушателями. Как правило, истинное вдохновение осеняет его после две­надцати часов ночи.

Итак, вы зашли в шамиану, оглядели ряды зрителей и отправились выпить чашку чая перед ночным бдением. Вы возвращаетесь и видите, что в «зале» произошла пере­дислокация зрителей. А если вы повторите свою чашку чая, то застанете потом еще более разительную перемену. Вначале были переполнены самые задние ряды. Теперь они пустуют, а зрители перебрались поближе. С течением времени перекати-зрители все ближе подбираются к эст­раде, тем быстрее, чем чаще начинают выступать популяр­ные музыканты.

Какая дирижерская палочка приводит в движение зри­телей? Объяснение простое: очарование музыки и желание быть поближе к любимому артисту. Как правило, это же­лание обратно пропорциональное содержимому кошелька. К счастью заднескамеечников, в публике есть меценаты, которые любовь к музыке измеряют шириной кармана. Они покупают самые дорогие билеты. Но билет на кон­церт — это еще не билет в искусство. И меценаты жестоко страдают. На своих лучших местах он начинают скучать, клевать носом и, не дождавшишь полуночи, выскальзывают из «зала», ищут шофера и отбывают домой, спеша обме­нять Аполлона на Морфея.

Тем временем истинные любители из арьергарда пере­ходят в авангард. Только тогда по-настоящему и начинает­ся музыкальный фестиваль. Музыканты играют без нот, которые исполнители во время представления оставляют за кулисами. Индийская музыка построена на импровиза­ции. Есть несколько определенных законов для каждой из бесчисленных мелодий. Но музыкант ничем не связан в своей интерпретации. В разное время один и тот же испол­нитель по-разному трактует одну и ту же мелодию. Два музыканта — еще больше вариантов. Сходство остается только между основными нотами.

Индийский музыкант способен петь и играть часами, не уставая и не надоедая слушателям. Оли привыкли к риазам (упражнениям), которые нередко длятся по четыр­надцать часов в сутки. Нормальным считается риаз, про­должающийся от четырех до шести часов.

На музыкальных фестивалях обстановка простая и приятная. Музыканты не чувствуют скованности. Часто музыкант останавливается и начинает не спеша настраи­вать инструмент. Никто не удивится, если певец в самый ответственный момент решит откашляться. Слушатели не протестуют.

Оглавление