Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ГАЗЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ

После интересных первых полос, тщательно подготовленных редакцией, третья и четвертая могут показаться пресными. Поэтому пред­приимчивый редактор щедро сдобрит их захватываю­щими дух сообщениями о бандитах, грабежах, убийст­вах и т. д.

Все четыре страницы не смогли избежать рекламы мы­ла, зубных щеток, краски для волос, растительных масел, «верного» средства восстановить утраченную молодость, до­машних методов лечения. Тут же вы найдете рекламу пяти­летнего плана, страховых компаний и железных дорог, су­дебные объявления, сообщения об аукционах и многое дру­гое. Это не просто реклама и объявления. Это становой хре­бет газеты. Без рекламы, вернее, без тех денег, которые она дает, газета умрет наверняка и скоропостижно. Поэтому вполне естественно, что новое мыло, которое само мылит, вызывает у владельца газеты больше энтузиазма, чем последние сообщения.

Получение рекламных заказов требует от руководителей рекламных отделов газет высокой квалификации. Долж­ность мэнэджера по рекламе следует непосредственно пос­ле поста владельца — главного редактора. Чем предприим­чивее владелец или мэнэджер по рекламе, тем меньше действительно важных событий попадет на страницы га­зеты. Есть немало дельцов, для которых идеальная газе­та — это сто процентов зубных щеток плюс восстановление утраченной молодости. Почему? Да потому, что Мефисто­фель был прав: «Люди гибнут за металл!»

Когда собираются газетчики. Вечером редактор ежеднев­ной пенджабской газеты «Дейли Аджит» Садху Сингх Хамдар устроил в ресторане встречу местных журналистов. Собрались двадцать девять мужчин и одна женщина. Нам сказали, что эта представительница прекрасного пола пер­вая и пока единственная женщина-журналистка в Джуллундуре.

«Значит, она пионер в своем роде!» — воскликнул Бенюх и устремился к журналистке, чтобы от всего сердца пожать ей руку. Но она отвела руки и, подняв их на безо­пасную высоту, приветствовала потомка запорожских ка­заков застенчивым «намастэ». Какой позор! Наш украинец не знал, что индийские женщины не подают мужчинам руки.

Прежде чем рассказывать о встрече журналистов, не­сколько инструкций новичкам, которые захотят обменять­ся в Индии рукопожатием или поцелм. Индийцы (обоих полое) не расположены к рукопожатиям. Если вы проявите настойчивость, индиец подаст вам руку, но вообще он предпочитает национальный способ приветствия: он соеди­нит руки в форме «намастэ'» или «сат три акал».

Еще более сложна проблема поцелуя. Тот, кто хочет узнать, как целуются индийцы, пусть лучше не тратит деньга на кино или на театр. Не то чтобы герои экрана лишены способности в этой прикладной сфере человечес­ких взаимоотношений. Тем более что подходящая ситуа­ция возникает столь же часто, как и в советских фильмах. Но просто постановщики стараются упрятать этот милый символ любви за фиговый листок аскетического целомуд­рия. Не успели губы героев принять поцелуйную форму, как умудренный опытом оператор переводит глазок каме­ры на ветку дерева. А там сидят попугаи или воробьи и целуются вовсю: они не люди, им можно.

В жизни индийцы тем не менее ведут себя не так, как на экране. Виноваты ножницы цензора. Последний воинст­венно ратует за киноцеломудрие в интересах и братьев и сестер. Поэтому режиссер нагнетает атмосферу до предела, чтобы всем стало ясно: жгучее лобзание неизбежно; но тут в роли блюстителя нравственности подвертывается опера­тор и спасает положение.

В одном индийском фильме в самом интересном месте вынырнул грохочущий экспресс и скрыл сакраментальную подробность. Пока стучали колеса, герои, надо полагать, сделали свое дело — это было ясно каждому. Нашелся, однако, борец за истину, который решил выяснить, что же все-таки произошло. Он стал ходить ежедневно на все сеансы. На вопрос «зачем?» любознательный зритель не­винно ответил: «Может быть, поезд хоть раз опоз­дает...»

Оглавление